Тестовые диски АудиоМагазин

АУДИО МАГАЗИН ТЕСТ-CD 1
Тестовый диск "Тест-CD 1" служит исключительно целям обучения прослушиванию музыки и исследованию качества звучания аппаратуры



"АудиоМагазин - Тест CD 1"

Скачать демонстрационные отрывки в формате FLAC (rar, 5.3Mb)

Чтобы выбрать для себя аудиоаппаратуру, соответствующую личным музыкальным пристрастиям, надо прежде всего самому научиться оценивать качество ее звучания. Помогут вам в этом "Тест-CD 1" и методика аудиоэкспертизы, изложенная в ряде статьей в журнале "АудиоМагазин"

В основе нового подхода к тестированию аудиоаппаратуры лежит концепция, которая сформировалась у меня в результате работы в областях, никак, казалось бы, не связанных между собою, - это психоакустические исследования, собирание грампластинок, разработка средств борьбы с шумом и вибрациями, проектирование звуковоспроизводящего и звукозаписывающего оборудования, осуществление звукозаписей.

Ядром концепции стала моя давняя идея: использовать при тестировании аудиоаппаратуры high end музыкальные грамзаписи на 78 об/мин, выпущенные в начале ХХ века, и прежде всего те записи, в которых запечатлены исполнительские интерпретации самых великих музыкантов. Правильность этой идеи в конце концов мне удалось подтвердить экспериментально (см. мои статьи в "АМ" № 2 (3) 95, с. 44 и "АМ" № 3 (4) 95, с. 70-71).

Не скрою, участникам проекта было непросто решиться - можно сказать, впервые в мире, - на создание тестового диска с подобным содержанием. Требовалось разрушить стереотипное представление о том, что при тестировании high end необходимо использовать только самые современные записи.

Действительно, зачем покупателям и владельцам многотысячедолларовых аудиосистем вслушиваться в шипящие звукозаписи, сделанные через трубу переменного сечения еще до первой мировой войны? Оказалось, что эти выполненные на примитивнейшей технике записи, способны передать художественные достоинства музыкальной интерпретации гораздо лучше, чем записи, сделанные с применением современного записывающего оборудования, включающего десятки микрофонов, сотни транзисторов и микросхем, а также километры микрофонного кабеля. Чтобы донести до тех, кто приобрел "Тест-CD 1", художественные достоинства и обаяние старых записей, пришлось превратить ремастеринг этих записей в заботливое копирование под медицинским лозунгом "не навреди" вместо "улучши". Поэтому при производстве фонограммы я исключил такие обычно применяемые при ремастеринге операции, как ограничение частотного диапазона, динамическую фильтрацию, вытаскивание с помощью узкополосных фильтров формант, удаление щелчков и т. п. Кстати, никаких оперативных вмешательств в фонограмму цифровыми методами не было.

Надеюсь, что перенесенные из далекого прошлого в наше время интерпретации замечательных музыкантов, безотносительно к задачам тестирования аудиоаппаратуры, приоткроют многим мир высочайшего исполнительского искусства начала ХХ века - искусства, которое уже тогда, при несовершенных граммофонах, а позже радиолах, по-настоящему вовлекало наших дедушек и бабушек в прослушивание грамзаписей.

Кроме выверенных временем эталонов музыкального исполнительского мастерства "Тест-CD 1" включает современные записи, сделанные мной в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, и предназначенные главным образом для объективистов испытательные сигналы.

Тщательно продуманная программа тестового диска, а также упомянутое руководство по тестированию помогут определить, способна ли аппаратура вызывать у слушателя три главных ощущения, из которых складывается музыкальное удовлетворение.

Достоверность звучания голосов, натуральных музыкальных инструментов и воссозданной аудиоаппаратурой акустической атмосферы концертного зала, а также комфортность звучания определяются с помощью включенных в диск фрагментов репетиций современных музыкантов (записи [1]-[5]). Эти фрагменты записаны с применением двух микрофонов № 4006 фирмы "Брюль и Къер" и тракта звукозаписи, выполненного в идеологии "самого короткого пути".

Для определения музыкальности, то есть способности аппаратуры доносить до слушателя все нюансы музыки, и прежде всего полно и точно передавать музыкальные эмоции, служат записи [6]-[19].

В помощь тем, кто производит объективные измерения аудиоаппаратуры, в тестовый диск включены испытательные сигналы: "розовый" шум, третьоктавные шумы, синусоидальные сигналы и меандр (записи [20]-[70]).

Испытательные сигналы служат для проверки правильности соединения аудиокомпонентов и для выявления дефектов звучания, обычно определяемых объективными методами. Более подробно о них см. комментарий в конце буклета.

Принципиально новой в предложенном мной подходе к тестированию является система признаков звучания, по которым лучше всего оценивать качество звучания аудиоаппаратуры. Рядом с каждым признаком указаны номера тех из включенных в "Тест-CD 1" записей, которые наилучшим образом выявляют специфику звучания тестируемой аппаратуры по данному признаку.

Признаки звучания

Звуковая точность (первый уровень восприятия)

Тональный баланс [3], [7], [23]
Тональная чистота [1], [3], [4], [5] ([1]-[19])
Пространственное впечатление [2], [3]
Стереофоническое разрешение [23], [2]

Ясность

разборчивость [1]
разделение голосов [4]
детальность [5], [12], [13]
характер звукоизвлечения [3], [8], [10]
передача интонации [12], [13]
раздельность - связанность звуков [8]

Динамика (громкостная)

контрасты [16], [18], [19]
оттенки [15], [16], [18]

Передача тембров (второй уровень восприятия)

Ненатуральность [1]-[5], [9], [14], [16]
Индивидуальность [3], [6], [11]
Красота [1]-[5]

Передача эмоционального содержания (третий уровень восприятия)

Энергичность [6], [9], [14], [15], [16], [19]
Полнота передачи эмоций [6]-[19]
Точность передачи эмоций [14], [16], [17]

Передача эстетической организованности эмоционального содержания (четвертый уровень восприятия)

Целесообразность всех элементов звучания [6], [7], [9], [11], [14]
Связанность во времени всех элементов звучания [8], [9], [14], [17], [19].
Предложенная система признаков опирается на способность слушателя настраиваться на разные аспекты звучания и воспринимать их с различной степенью обобщенности, т. е. задействовать у себя разные уровни восприятия.
На первом уровне восприятия слушатель (он в этом случае выступает как звукофил) анализирует признаки (или подпризнаки) отдельных звуков музыки.
На втором он улавливает, прежде всего чувственно, кратковременное взаимодействие физических свойств звука, рассматриваемых на первом уровне, и ощущает это взаимодействие как тембр музыкальных звуков.
На третьем уровне он воспринимает изменение звуков и их тембров на протяжении более или менее длительного промежутка времени, причем наиболее тонкие из этих изменений вызывают у слушателя музыкальные эмоции.
На четвертом уровне слушатель (он уже теперь меломан) воспринимает взаимодействие всех элементов музыкального произведения, то есть его содержание, но к сожалению только на подсознательном уровне.
Предлагаемые мной в руководстве по тестированию приемы помогут слушателю заглянуть в свое подсознание и сделать осознанное заключение относительно качества звучания аудиоаппаратуры, причем оценив ее способность передавать не только звуки музыки, но также тембры, музыкальные эмоции и сокровенный смысл музыки.
Ответы на все возникшие у вас вопросы, касающиеся субъективной экспертизы, вы найдете в руководстве "Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры", а также в моих статьях в журнале "Аудио Магазин" (см. № 5 (10) 96, с. 43-49, № 6 (11) 96, с. 52-57, № 1 (12) 97, с. 60-68, № 3 (14) 97, с. 60-66).

А. Лихницкий



СТЕРЕОЗАПИСИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ

  1. Доницетти. "Лючия де Ламмермур" (фрагмент дубля сцены из 3 акта). Шин Йонг Ок (сопрано).
    Санкт-Петербургский филармонический оркестр, дирижер Александр Дмитриев.
    Записано в зале Капеллы в мае 1995 г. Объем зала 6740 куб. м. 3' 19"
    Шин Йонг Ок - молодая солистка "Метрополитен Опера" (Нью-Йорк), родилась в Корее. Запись производилась по заказу фирмы "Samsung". В использованном дубле прослушивается скрип рассохшегося паркета под туфельками-шпильками певицы.

  2. Чайковский. "Лебединое озеро". Дуэт скрипки и виолончели в сцене № 4 (фрагмент дубля).
    Молодежный симфонический оркестр, дирижер Андрей Аниханов.
    Записано в Большом зале Петербургской филармонии в 1994 г. Объем зала 27150 куб. м. 2' 17"

  3. Звучание концертного рояля "Стейнвей" (пробы микрофонной техники).
    Записано в Малом зале Петербургской филармонии в 1995 г. Объем зала .....куб. м. 50"

  4. А. П. Петров. Рождественская симфония (хор, фрагмент репетиции). Петербургский симфонический оркестр, дирижер Александр Дмитриев. 1' 15"

  5. А. П. Петров. Рождественская симфония (оркестровые тутти с ксилофонами, два фрагмента репетиции). Петербургский симфонический оркестр, дирижер А. Дмитриев.
    Записи [4] и [5] произведены в Большом зале Петербургской филармонии в мае 1995 г. 2' 55"

    ЭТАЛОНЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
    (грамзаписи 1909-35 гг.)


  6. Вильгельм Фуртвенглер дирижирует Берлинским филармоническим оркестром. Увертюра Бетховена "Эгмонт".
    "Polydor" 67055, запись 1933 г. 8' 36"
    Фуртвенглер (1886-1954) - величайший дирижер ХХ века, руководил Берлинским филармоническим оркестром до и во время второй мировой войны. Его интерпретации немецкой классики - это сплав интеллекта, воли и эмоций. В "Эгмонте" сила маэстро ощущается не только в слаженном и прекрасно, по-бетховенски, сбалансированном звучании оркестра, но и в каждой заполненной музыкой паузе.

  7. Альберт Швейцер играет на органе в Квинз-Холл в Лондоне. Прелюдия ми-минор И. С. Баха.
    "Victor" 9741, запись 1935 г. 3' 11"
    Швейцер (1875-1965) - величайший органист, христианский теолог, врач, музыковед (известен как исследователь творчества И. С. Баха). В 1913 г. оставляет карьеру музыканта, ученого и уезжает в континентальную Африку лечить чернокожее население. Записей Швейцера немного, все они сделаны в периоды кратковременных его поездок в Европу. Игра Швейцера на органе вызывает ощущение беспредельной высоты парения человеческого духа.

  8. Игнацы Ян Падеревский играет на рояле. Паганини - Лист "Кампанелла" (отрывок).
    "Victor" 6825, запись 1931 г. 3' 04"
    Падеревский (1860-1941) - величайший пианист начала века, известный композитор, в 1919 г. был премьер-министром Польши. Представитель романтического стиля фортепианной игры. В предлагаемой записи пианист демонстрирует филигранную технику и свое духовное родство с исполняемой музыкой.

  9. Андреас Сеговия играет на гитаре. Таррега "Тремоло".
    "HMV" D1305, запись 1927 г. 3' 23"
    Сеговия (1893-1987) - прославленный испанский гитарист, получивший прозвище "Паганини гитары". Его ставили в один ряд с такими исполнителями классической музыки, как Крейслер, Казальс, Шнабель. В 1927 году были сделаны первые записи Сеговии. Как оказалось, они исключительно интересны. Одна из них представлена на нашем диске. Игра музыканта отличается силой и необычайной выразительностью. В силе его игры убедились несколько тысяч слушателей его сольного концерта в зале "Паллау" (Барселона, 1916 г.). Благодаря особой энергетической заряженности игра Сеговии кажется нам более громкой, чем обычная игра на гитаре. Чтобы передать все нюансы звукоизвлечения, полоса частот в процессе ремастеринга этой записи была "открыта" полностью.

  10. Фрагмент предыдущей записи (пример для сравнения по контрасту). 43"
    В этом фрагменте полоса частот ограничена. В результате достигнут компромисс (обычно применяемый при ремастеринге) между правильностью передачи характера звукоизвлечения и заметностью шума.

  11. Яша Хейфец играет на скрипке (ф-но А. Сандер). Паганини - Ауэр, каприс № 24 оp. 1 (заключительная часть).
    "HMV" DB 2218, запись 1934 г. 3' 44"
    Хейфец (1901-1987) - родился в России. В 1917 году эмигрировал в США. "Вероятно, никогда еще не было скрипача, который настолько бы приблизился к вершинам совершенства, как Хейфец", - писал о нем Карл Флеш. Как отмечали многие, игра Хейфеца несет в себе сдержанную силу, глубину и зрелость, при этом она свободна от всякой сентиментальности. В предлагаемой записи Хейфец демонстрирует феноменальное владение техникой игры на скрипке. Обратите внимание, как органична для этого произведения его игра флажолетом (со слегка свистящим звуком, напоминающим звук продольной флейты).

  12. Фриц Крейслер играет на скрипке (ф-но К. Ламсон). "Радость любви" Крейслера.
    "Victor" 6608, запись 1928 г. 3' 01"
    Крейслер (1875-1962). "Первым скрипачом мира" называл его Сергей Рахманинов. Крейслера отличала мягкая, утонченная, поэтичная манера игры и хорошо узнаваемый тембр скрипки. Хотя Крейслер был чрезвычайно образованным человеком, внешне - в обществе и выступая на концертах - он, казалось, потакал невзыскательным вкусам и часто играл "простенькие" музыкальные пьесы. Несмотря на это, его исполнение поражает нас беспредельным эстетическим совершенством и одновременно простотой. Яркую, индивидуально окрашенную манеру игры Крейслера мы советуем сравнить со столь же совершенной, но иной по характеру игрой Хейфеца.

  13. Фриц Крейслер "Радость любви" (фрагмент).
    "Gramophone" 07963, акустическая запись 1911 г. 1' 18"
    Сравните эту запись с предыдущей.
    В этом исполнении в акустической записи при явно худшем тональном балансе и заметном шуме слушатель может различить больше тонкостей в трактовке музыкального произведения.

  14. Федор Шаляпин (бас). "Лучинушка" (народная песня).
    "Gramophone" 022189, акустическая запись 1912 г. 3' 21"
    Шаляпин (1873-1938) - это прежде всего рожденная Россией самобытная личность мирового масштаба: гениальный певец, актер, художник, писатель. Уже в 28 лет он завоевал мировую славу, выступив в театре "Ла Скала" в опере Бойто "Мефистофель". После спектакля публика на руках несла его из театра к дому композитора. Навсегда покинул Россию в 1922 году. Обладал "полетным", необычно богатым по тембру задушевным голосом. Буквально завораживал публику своей неисчерпаемой энергией. Расцвет артистической мощи Шаляпина-певца приходится на период с 1910 по 1925 год. Именно тогда он открыл миру неизмеримое богатство русской народной песни.

  15. Маттиа Баттистини (баритон). Культа (Денца) "Мелодия".
    "Gramophone" 052319, акустическая запись 1909 г. 2' 52"
    Баттистини (1859-1928) - великий мастер бельканто конца ХIХ - начала ХХ в. (петь начал с 1878 г.). Обладал удивительно полетным голосом. Его пение отличала чистота интонации, мягкость и красота фразировки. Баттистини славился своим "виолончельным" тембром голоса. О его высочайшем исполнительском мастерстве можно судить по включенной в тестовый диск записи.

  16. Энрико Карузо (тенор). Романс Надира из оперы Бизе "Искатели жемчуга".
    "Gramophone" 032026, акустическая запись 1916 г. 3' 46"
    Карузо (1873-1921) - великий мастер бельканто. Певец высочайшей исполнительской культуры. Обладал голосом, который, скорее всего, следует назвать "теноровый баритон". Певца отличали мягкий лиризм и огненный темперамент. Данная запись, несмотря на небольшие повреждения канавки грампластинки, достоверно передает красоту и богатство тембра и необыкновенную свободу динамики пения великого артиста.

  17. Бениамино Джильи (тенор). Серенада Арлекина из оперы Леонкавалло "Паяцы".
    "Electrola" DB3158, запись 1934 г. 1' 46"
    Джильи (1890-1957) - замечательный мастер бельканто. Пел с 1914 года в "Ла Скала" и других театрах Италии. Джильи необычайно музыкален, голос его удивительно пластичен, хотя по своим возможностям слегка ограничен. Необычайно тонкий вкус, фантастическое обаяние, лиризм Джильи принесли ему неслыханную популярность. Джильи был невероятно требователен к себе. К примеру, включенная в тестовый диск запись была забракована им из-за небольшой неточности интонации в заключительном звуке серенады.

  18. Лили Понс (сопрано). Ария Джильды из второго акта оперы Верди "Риголетто".
    "HMV" DB1597, запись 1931 г. 3' 18"
    Понс (р. 1904). Француженка. Обладала удивительно подвижным лирико-колоратурным сопрано. Ее голос отличался чистотой и яркостью тембра. Несмотря на легкий отпечаток духа французского варьете, в ее пении вас покорит безупречная отточенность мастерства, а также богатство динамических оттенков. Понс, как и наша современница Шин Йонг Ок, солистка "Метрополитен Опера", но только в период с 1931 по 1955 гг.

  19. Артуро Тосканини дирижирует Нью-Йоркским филармоническим оркестром.
    Вступление к третьему акту оперы Верди "Травиата".
    "HMV" D1672, запись 1934 г. 3' 32"
    Тосканини (1867-1957) - величайший из дирижеров конца ХIХ - начала ХХ вв. Он был признан сразу и везде. В период с 1898 по 1929 г. он главный дирижер театра "Ла Скала", с 1908 по 1915 - "Метрополитен Опера", с 1926 по 1936 г. - Нью-Йоркского филармонического оркестра, с 1937 по 1954 г. - симфонического оркестра Национального радио США (NBC). Активное волевое начало, ярчайший темперамент и неукоснительное следование партитуре исполняемой музыки - главные черты творчества маэстро. Когда мы слушаем сейчас записи Тосканини, нас прежде всего поражает то, как музыканты оркестра в его руках объединяются в один безупречно слаженный организм. Вступление к 3 акту "Травиаты" в предлагаемой вам записи - блестящее тому подтверждение.


КОММЕНТАРИИ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СИГНАЛАМ

20 Стандартный сигнал для проверки детонации магнитофонов.

21 Сигнал "розового" шума должен звучать в левом канале.

22 Этот же сигнал должен звучать в правом канале. Простейший пример использования сигналов 21 и 22: вы можете проверить, не перепутаны ли каналы в вашей аудиосистеме.

23 При правильной фазировке громкоговорителей правого и левого каналов шум локализуется в центре между ними.

24 На этом сигнале шум локализуется в центре только при неправильной фазировке громкоговорителей, то есть при их противофазном включении.

25-26 Эти сигналы используются для проверки правильности фазировки НЧ-громкоговорителей стереосистемы по методике сигналов 23-24.

27-28 Эти сигналы используют для проверки фазировки СЧ-громкоговорителей в стереосистеме по методике сигналов 23-24.

29-30 Эти сигналы используют для проверки правильности фазировки ВЧ-громкоговорителей в стереосистеме по методике сигналов 23-24.

31 Синусоидальный сигнал эталонных частоты и уровня.

32-62 Эти сигналы имеют многоцелевое назначение. С их помощью можно измерять частотно-разностные искажения в аудиокомпонентах, определять время реверберации в помещении прослушивания и зависимость этого времени от частоты (об этом методе см. в руководстве "Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры"). С использованием этих сигналов можно измерить АЧХ громкоговорителей непосредственно в комнате прослушивания. Для этого необходимо раздобыть измеритель уровня звука (шумомер). Установите шумомер в режим линейной характеристики (или характеристики "С") и разместите там, где должна находиться голова предполагаемого слушателя. Подавая сигналы 32-62, определите при каждом из них показания шумомера (в дБ) и нанесите эти показания в виде точек на график зависимости уровня звука от частоты. Каждая точка на этом графике должна быть соотнесена с среднегеометрической частотой полосы шума. Значение этой частоты сообщается диктором перед воспроизведением каждого сигнала. Соединив все точки на этом графике, получим искомую АЧХ.
Плоская АЧХ свидетельствует о хороших условиях прослушивания музыки. Если же вы пренебрегли советами и решили использовать в качестве измерителя уровня звука только свои уши, то даже прекрасно сбалансированные громкоговорители покажутся вам плохими, прежде всего из-за резонанса в слуховом проходе на частоте около 3-4 кГц, а также из-за ослабления чувствительности слуха на низких частотах.

63-68** При наличии у вас анализатора спектра сигналы 63-68 можно использовать для измерения гармонических искажений.

69*** По форме этого сигнала на экране осциллографа можно судить о качестве работы ЦАПа проигрывателя компакт-дисков. При хорошем качестве ЦАПа форма сигнала на выходе проигрывателя прямоугольная (с плоской вершиной импульсов).

70 Максимальный уровень сигнала, ожидаемый на выходе проигрывателя компакт-дисков. Этот сигнал можно использовать при установке уровня записи магнитофона перед тем, как начать перезапись компакт-диска на магнитную ленту.

* "Розовый" шум - шумовой сигнал, мощность которого в относительных полосах (т. е. при df/f=const) не зависит от частоты. "Розовый" шум, воспроизведенный через "идеальную" аудиосистему, воспринимается слушателем как тонально сбалансированный.
** Указана среднегеометрическая частота от значений границ полосы.
*** Меандр - последовательность прямоугольных импульсов, в которой отношение периода к длительности импульсов равно двум.

Совершенное звучание диска стало возможным благодаря Г. Микаэляну, который отвоевывал у "цифры" буквально каждый "микрон" натуральности звучания фонограммы в процессе ее перезаписи на U-matic.

Правда, из-за этого пришлось отказаться от современного цифрового монтажа (включая удаление щелчков и т. п.). Поэтому мы просим извинения за не очень аккуратные "вводы" и "выводы", которые сделал А. Лихницкий с помощью изготовленного им самим и потому слегка "заедающего" аналогового "суперфейдера".

При производстве фонограммы использованы также разработанные и изготовленные А. Лихницким установка для ремастеринга грамзаписей на 78 об/мин, пульт для усиления и микширования микрофонных сигналов, а также устройство для формирования характеристик направленности микрофонов.

Все сделанные А. Лихницким в концертных залах записи выполнены с применением двух всенаправленных микрофонов № 4006 фирмы "Bruel & Kjaer". При изготовлении производственной мастер-ленты был использован магнитофон U-matic Петербургской студии грамзаписи.

Выражаем благодарность компаниям "D. L. Lota", "Пурпурный Легион" и "Эзотерика" за предоставленные кабели, лично В. Архипову, А. Докшину, К. Ершову, А. Карпову, Л. Кобриной за содействие в выполнении проекта.



АУДИО МАГАЗИН ТЕСТ-CD 1

  1. Доницетти. "Лючия де Ламмермур" (фрагмент 3 акта).
    Шин Йонг Ок (сопрано), оркестр, дир. А. Дмитриев. 3'19"
  2. Чайковский. "Лебединое озеро" (фрагмент сцены № 4).
    Оркестр, дир. А. Аниханов. 2' 17"
  3. Звучание рояля "Стейнвей". 50"
    4-5 А. П. Петров. Отрывки из Рождественской
    симфонии. Оркестр, дир. А. Дмитриев. 4' 10"
  4. Дирижирует В. Фуртвенглер.
    Увертюра Бетховена "Эгмонт". 8' 36"
  5. А. Швейцер (орган). Прелюдия ми-минор И. С. Баха. 3' 11"
  6. И. Я. Падеревский (ф-но). Паганини - Лист
    "Кампанелла" (отрывок). 3' 04"
  7. А. Сеговия (гитара). Таррега "Тремоло". 3' 23"
  8. То же (фрагмент). Запись с фильтром ограничения ВЧ. 43"
  9. Я. Хейфец (скрипка). Паганини - Ауэр,
    каприс № 24 оp. 1 (закл. часть). 3' 44"
  10. Ф. Крейслер (скрипка). "Радость любви" Крейслера. 3' 01"
  11. То же (фрагмент). Акустическая запись. 1' 18"
  12. Ф. Шаляпин (бас). "Лучинушка" (народная песня). 3' 21"
  13. М. Баттистини (баритон). Культо (Денца), "Мелодия". 2' 52"
  14. Э. Карузо (тенор). Романс Надира из оперы Бизе
    "Искатели жемчуга". 3' 46"
  15. Б. Джильи (тенор). Серенада Арлекина из оперы
    Леонкавалло "Паяцы". 1' 46"
  16. Л. Понс (сопрано). Ария из 2 акта оперы
    Верди "Риголетто". 3' 18"
  17. Дирижирует А. Тосканини (вступление к 3 акту
    оперы Верди "Травиата"). 3' 32"
  18. Тон частотой 3150 Гц R+L -10 дБ 30"
  19. "Розовый" шум в полосе 20-20000 Гц L -14 дБ 30"
  20. "Розовый" шум в полосе 20-20000 Гц R -14 дБ 30"
  21. "Розовый" шум в полосе 20-20000 Гц R+L -14 дБ 30"
  22. "Розовый" шум в полосе 20-20000 Гц R-L -14 дБ 5"
  23. "Розовый" шум в полосе 20-200 Гц R+L -14 дБ 30"
  24. "Розовый" шум в полосе 20-200 Гц R-L -14 дБ 5"
  25. "Розовый" шум в полосе 200-1000 Гц R+L -14 дБ 30"
  26. "Розовый" шум в полосе 200-1000 Гц R-L -14 дБ 5"
  27. "Розовый" шум в полосе 1-20 кГц R+L -14 дБ 30"
  28. "Розовый" шум в полосе 1-20 кГц R-L -14 дБ 5"
  29. Тон частотой 1000 Гц R+L -14 дБ 30"
    "Розовый" шум в 1/3-октавных полосах
  30. 20 Гц R+L -14 дБ 30"
  31. 25 Гц R+L -14 дБ 30"
  32. 31,5 Гц R+L -14 дБ 30"
  33. 40 Гц R+L -14 дБ 30"
  34. 50 Гц R+L -14 дБ 30"
  35. 63 Гц R+L -14 дБ 30"
  36. 80 Гц R+L -14 дБ 30"
  37. 100 Гц R+L -14 дБ 30"
  38. 125 Гц R+L -14 дБ 30"
  39. 160 Гц R+L -14 дБ 30"
  40. 200 Гц R+L -14 дБ 30"
  41. 250 Гц R+L -14 дБ 30"
  42. 315 Гц R+L -14 дБ 30"
  43. 400 Гц R+L -14 дБ 30"
  44. 500 Гц R+L -14 дБ 30"
  45. 630 Гц R+L -14 дБ 30"
  46. 800 Гц R+L -14 дБ 30"
  47. 1К R+L -14 дБ 30"
  48. 1,25К R+L -14 дБ 30"
  49. 1,6К R+L -14 дБ 30"
  50. 2К R+L -14 дБ 30"
  51. 2,5К R+L -14 дБ 30"
  52. 3,15К R+L -14 дБ 30"
  53. 4К R+L -14 дБ 30"
  54. 5К R+L -14 дБ 30"
  55. 6,3К R+L -14 дБ 30"
  56. 8К R+L -14 дБ 30"
  57. 10К R+L -14 дБ 30"
  58. 12,5К R+L -14 дБ 30"
  59. 16К R+L -14 дБ 30"
  60. 20К R+L -14 дБ 30"
    Синусоидальные сигналы
  61. 60 Гц R+L -14 дБ 10"
  62. 250 Гц R+L -14 дБ 10"
  63. 1 кГц R+L -14 дБ 10"
  64. 3 кГц R+L -14 дБ 10"
  65. 10 кГц R+L -14 дБ 10"
  66. 15 кГц R+L -14 дБ 10"
  67. Меандр (1 кГц) R+L -20 дБ 10"
  68. Тон частотой 1 кГц (полный уровень) R+L 0 дБ 20"

Общее время звучания 69' 50"