Редакционная статья номера АудиоМагазин №1 (103) 2012 года

АудиоМагазин</b> №1 (103) 2012 года В мировой Hi-Fi-среде — в профильных изданиях разных стран, на интернет-форумах и т. д. — сохраняет актуальность тема так называемых аудиофильских записей. С одной стороны, технический уровень фонограммы оказывает значительное влияние на восприятие музыки, записанной на цифровом носителе, грампластинке. С другой стороны, он провоцирует нас впадать в крайность, причем змеем-искусителем в этом случае является сама индустрия High End: в создание высококлассного железа вложено очень много средств и энергии и его обладателям хочется игнорировать музыкальные записи, дискредитирующие класс аппаратуры. Нередко можно видеть, что исходный и, кажется, единственно верный принцип: «Hi-Fi-система нужна для раскрытия художественного потенциала записанной музыки» изменяется на противоположный: «музыка существует для демонстрации возможностей тщательно выстраиваемого тракта». Вот и получается, что не повезло, скажем, Отто Клемпереру, чье выдающееся прочтение «Страстей по Матфею» И. С. Баха записано не по-аудиофильски — многомикрофонным способом, и к тому же неудачно ремастировано; или Амелите Галли-Курчи, которая родилась в девятнадцатом столетии, а записывалась в начале двадцатого; или Луи Армстронгу, чьи лучшие записи, как считают многие, — ранние… Есть люди, с трудом приемлющие что-то иное, кроме магнитофонной бобины с высокоскоростной копией студийного мастера. И Studer в качестве источника. Ну а какая там музыка, на той вожделенной бобине, спросишь у такого «звуколюба»? Да ту пленку, что стояла на полке с краю, мне и скопировали…

Более очевидна для нас неприемлемость другой крайности, сводящейся к тому, что имеет значение лишь то, какую ты слушаешь музыку, и неважно, откуда она исходит, хоть из кухонной радиоточки. Из всего сказанного вытекает необходимость прибегать к разумному самоограничению.

Существует много сделанных на самом высоком уровне записей очень хорошей музыки. Однако немало и таких, чье основное, а подчас единственное положительное качество — то, что они аудиофильские. Для себя к последним я отношу немало позиций из каталогов Reference Recordings, Opus 3 или Linn: звучание красивое, но минут через пять слушать становится скучно, оттого что звуки с трудом складываются в музыку. По вине записи, а не системы. Да не сочтет читатель это мое мнение антирекламой, ведь, в конце концов, что слушать, а что нет — дело вкуса…

Встречаются записи редчайших достоинств, сочетающие самый высокий художественный и технический уровень. Среди последних сильных моих впечатлений — из сферы классической музыки, в которой я более компетентен, — издания (CD, SACD) Zenph Re Performance с образцами исполнительского искусства таких гениев, как Рахманинов, Гульд и Арт Тейтум. Не перестает восхищать органная коллекция Musikproduktion Dabringhaus und Grimm — тут прошу счесть сказанное рекламой…

Если уж занялся аудиостроительством, знай, что рискуешь подхватить бактерию Audiophilia nervosa. Как «главврач» журнала, могу сказать, что хворь эта (она не описана в медицинской энциклопедии, зато фигурирует в «Энциклопедии High End» Р. Харли) имеет неопределенный инкубационный период и поддается лечению — в домашних условиях — стимуляцией интереса к музыке. Так что занимайтесь самолечением… но обращайтесь к докторам. Из «АудиоМагазина».